Обещание Богу доброй совести
Почему протестанты не практикуют водное крещение младенцев? Отчего, по их мнению, недействительно крещение «на всякий пожарный», «чтобы не болел», «так положено», «по традиции»? В каких случаях, они считают, верующие должны пройти этот обряд заново, а в каких это не обязательно?
О сути крещения в протестантской евангельской церкви рассказывает старший пастор Моей Церкви Илья Владимирович Банцеев:

– О крещении Сам Господь Иисус говорил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Евангелие от Марка, 16: 16). Поэтому в протестантской евангельской церкви мы считаем, что крещение должно проходить после уверования, и верующий человек должен креститься осознанно.

Когда в евангельской церкви совершается обряд водного крещения, каждого крещаемого мы спрашиваем: «Веруешь ли ты в Господа Иисуса Христа?»

И потом следует второй вопрос: «Обещаешь ли ты Богу служить Ему доброй совестью?» Потому что спасительная вера не просто остается где-то глубоко-глубоко в сердце. Она выражается в служении Богу. Или, как апостол Иаков говорит, в делах. Когда человек верит и имеет дела, подтверждающие веру, тогда мы можем говорить, что он спасён. А если вера вроде бы есть, а дел нет, то это, как отметил апостол Иаков, мёртвая вера.

Под делами мы подразумеваем непосредственное исполнение заповедей Господних. Иисус Христос сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». И среди всех Его заповедей две важнейшие, о которых Он сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

Эти заповеди должны определять суть всех наших дел и в церкви, и вне её. Каждого человека, принявшего крещение, не только служителей церкви, многие из которых зарабатывают себе на жизнь, работая на заводах, учителями, врачами… Исполнение заповедей в повседневной жизни – это прежде всего. А потом уже церковное служение – когда человек имеет какое-то призвание и может использовать свои способности с пользой для общины.

Кстати, большинство из этих служений носят социальный характер. Это помощь малоимущим, больным, сиротам, «униженным и оскорбленным», тем, кого общество отвергает, не принимает, «списывает со счетов». В Моей Церкви это служения «Накорми голодного», «Помощь продуктами», «Помоги собраться в школу», центр социальной реабилитации для наркоманов и алкоголиков… Мы помогаем освободившимся из мест заключения, опекаем больных и стариков, организуем праздники для онкобольных детей и сирот, когда выполняем самые заветные желания ребятишек…

Часто не требуется каких-то сверхусилий, чтобы помочь ближнему – восполнить его нужду, если можешь, просто поговорить, побыть рядом, когда у человека горе, помолиться вместе. Этим и измеряется любовь к ближнему – деятельным участием. Мало сказать: «Я люблю людей». В первом послании от Иоанна написано: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною»…

Как видим, крещение – это не просто какой-то обряд, ни к чему особо не обязывающий. Человек, который искренне уверовал в Господа Иисуса Христа и крестился, выражает любовь к Богу и людям своими делами. И важно, чтобы в этом была ещё и правильная внутренняя мотивация. Христианин должен совершать добрые дела не ради того, чтобы заработать Божье или человеческое расположение. Это как на работе – кто-то льстит начальнику, чтобы тот дал ему какие-то преимущества. Но начальник-то не видит, что на сердце у человека, а Богу все закоулки души ведомы...

Некоторые люди занимаются благотворительностью, чтобы заглушить упреки совести за содеянные грехи. Они как будто приносят жертву, продолжая при этом грешить. Пытаются откупиться от совести, вступить в торг с Богом по принципу «Ты мне, я – Тебе». Богу такие дела не нужны.

Настоящий христианин совершает доброе из любви к Господу, из благодарности Ему. Христос заповедал любить ближнего своего и помогать ему, и для истинно верующего стремление бескорыстно делать добрые дела для других людей – значит любить Бога: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Накормили голодного, одели нищего, приняли странника, посетили больного, пришли к сидящему в тюрьме, дали чашу холодной воды жаждущему…

Деятельная вера в Иисуса Христа, по нашему мнению, должна обязательно предшествовать обряду крещения. Омытие водой не делает нас безгрешными, совершенными – это невозможно из-за нашей человеческой природы. Но мы заключаем завет с Богом, обещаем следовать за Ним, действовать согласно заповедям Христовым, изучать Его Слово, чтобы знать Его волю и следовать ей – служить доброй совестью. Конечно, это осознанный и ответственный шаг.

Именно поэтому в протестантской церкви мы не крестим младенцев – ни они сами, ни родители не могут засвидетельствовать об их вере, доброй совести и добрых делах, а тем более сказать, будут ли они хорошими христианами, когда вырастут.

Мы молимся за детей, вместе с родителями посвящаем новорожденных Богу – есть у нас такая молитва… Но креститься человек должен осознанно. Мы можем провести обряд крещения с двенадцати лет – если оба родителя свидетельствуют о его вере, которая выражается в послушании, отношении к своим обязанностям и к другим людям. Если в семье один из родителей неверующий, мы ждём завершения переходного возраста у подростка.

Часто спрашивают, признаём ли мы крещение, принятое человеком, когда он состоял в другой конфессии – в православной церкви, католической и так далее. Не «перекрещиваем» ли мы «других» христиан, когда они желают стать членами нашей церкви?

Ответ такой: мы исследуем мотивы. Если человек принял крещение, искренне веруя, что Иисус Христос умер за грехи наши и воскрес из мертвых для оправдания нашего, тогда признаем его крещеным.

Когда к нам приходят люди и говорят, что крестились в младенческом возрасте, мы спрашиваем: «Вы помните своё обещание Богу? Сознавали, во что верите?» Как правило, ничего этого они не помнят, и мы предлагаем им креститься.

Некоторые крестились в старшем возрасте и помнят, как всё происходило. Но, скажем, таково было желание бабушки или решение родителей. Другие крестились, потому что повели своего ребёнка к какой-нибудь знахарке, а та спросила: «А вы сами-то крещеные? Сначала идите покреститесь, нехристи!» Кто-то совершил обряд крещения, потому что в его жизни началась полоса неудач, на него свалилась какая-то болезнь. И он думал: вот окунусь в купель – и окажусь под защитой. Или шахтер устраивается на работу, а ему говорят: «Ты крещеный? Нет?! А как ты будешь там, под землей, ближе к сатане?!»

Мотивы бывают разные. И только один делает крещение настоящим – искренняя вера в Господа нашего Иисуса Христа, выражающаяся в готовности совершать добрые дела во имя Его. Апостол Пётр говорит: «Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».

Сознательно принимая крещение, человек заключает завет с Богом. У него устанавливаются личные отношения с Иисусом, которые преображают его мысли и чувства. Изменяют саму его жизнь…