Моя Церковь
Беседы о главном
Спасение – это дар. И его только нужно принять
В христианстве одно из ключевых слов – «покаяние». О покаянии говорит Христос: «Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию», «Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете», «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Покаяние проповедуют Апостолы: «И язычникам дал Бог покаяние в жизнь»…
Не раз приходилось слышать рассказы евангельских христиан, протестантов, о том, как какого-то человека на смертном одре уговорили покаяться. И всегда при этом они радовались: душа спасена. Да и в конце каждого богослужения пастор обращается к собравшимся с призывом, если кто никогда не делал этого, выйти на молитву покаяния.
Что же такое покаяние, в чем его смысл, почему оно так важно? Об этом мы беседуем со старшим пастором Моей Церкви (Новоильинской по-старому) Ильей Владимировичем Банцеевым.

– Илья Владимирович, в церкви недавно проходил семинар по всемирной евангелизации, и вы вместе с его участниками выходили на улицы, беседовали с новокузнечанами и очень радовались, что десятки людей покаялись – прочитали молитву покаяния. Почему это воспринимается как очень важный итог деятельности проповедника, миссионера?

– В Библии говорится, что Бог повелевает всем людям на Земле покаяться. В чем покаяться? В том, что человек согрешил против Бога. Этот грех заключается в том, что человек живет сам по себе, делает, что ему хочется. Когда приходят трудности, проблемы, беды, он, бывает, даже молится Богу…

Но молитва его бесполезна, потому что он не признал Бога, не покаялся перед Ним, не осознал, что уже есть Кто-то, Кто взял его грехи на Себя. Это Иисус Христос, Который умер на кресте за грехи всех людей.

Именно через Его великую жертву люди получили возможность спастись от смерти. Плата за грехи людские уже внесена – Христос заплатил Своей жизнью. И покаяние – это не только осознание своей греховности. Это признание великой жертвы Иисусы, готовность принять Его бесценный дар людям – дар вечной жизни.

Покаяние напрямую связано с верой в Господа нашего Иисуса Христа.

Мы доносим до людей евангельскую весть о Божьем даре вечной жизни и предлагаем людям помолиться Богу, покаяться и поверить в этот дар – и когда они принимают такое решение, мы радуемся.

– Покаяние – это ведь не итог для самого человека, не «конечная остановка»? Покаялся – и уже праведник... Апостол Павел говорит: «…Не слушатели закона праведны перед Богом, исполнители закона оправданы будут».

– Покаяние – это первый шаг, человек признает Иисуса Христа своим Господом и Спасителем. Что это значит? Он Спаситель, Который спасает нас от греха, и Он Господь наш, ведущий нас по жизни. В Писании сказано, что мы, христиане, сердцем веруем к праведности и устами исповедуем к спасению. Наша вера деятельна, она преобразует нас самих.

Ведь это неправильно будет, если человек без конца грешит и всю жизнь кается за это. Должен проходить процесс избавления от греха, изменения. И он начинается как раз с молитвы покаяния – человек покаялся и признал Иисуса Христа своим Господом.

И вся удивительная сущность молитвы покаяния заключается в том, что если человек произносит её искренне, тогда Дух Святой начинает производить работу в его сердце. Реально происходит обновление сознания, человек по-другому смотрит на вещи. Подчинившись Иисусу, он начинает вникать: а что же мой Господь и Спаситель ожидает от меня? Начинает познавать Его Слово, Его волю…

Этот процесс возрастания праведности невозможен без участия Бога. Сам, своими силами человек праведным не станет. Только развивая свои отношения с Богом, он становится исполнителем закона. Божий закон, Божьи заповеди нужно исполнять. Бог не благоволит человеку, который грешит, оправдываясь: «А-а-а, я всё равно покаюсь! Ничего страшного, если снова согрешу…»

– Покаяние, даже самое искреннее, не избавляет при этом от греха? Оно не лишает человека выбора, в том числе и нравственного, а значит, не предохраняет от возможной ошибки?

– Одно дело, когда человек грешит, потому что не изменился, да и не хочет меняться. И другое – когда он обратился к Богу и старается угодить Ему. По сути человеческой нет среди нас ни одного безгрешного. Каждый согрешает – по крайней мере, словами или мыслями. И искренне покаявшийся человек, если согрешает, просит прощения у Бога – и тут же получает его.

Невозможно назвать покаяние каким-то одноразовым переживанием. Это настоящий образ жизни. Мы сделали первый шаг, стали на стезю раскаяния перед Богом. И не потому, что Он хочет, чтобы мы всегда чувствовали себя виноватыми. Преодолевая грех, прося прощения у Бога и силы побеждать, мы постепенно приходим к праведности. Это процесс…

– Жизнь-то не слишком располагает к святости. У Леонида Андреева есть рассказ «Правила добра». О том, как старый черт решил творить добро, и попик дал ему наставления – вооружил христианскими заповедями. И начались мытарства черта. Он видел, как два разбойника отняли у женщины ребенка и убили. И не вмешался. Потому что заповедь гласит: «Не убий»... И под конец попик составил ему самые точные наставления, пригодные для любого случая: «Не убий, а когда надо – убий. Когда надо – отдай; а когда надо – сам возьми, даже отними…» Заповеди требуют, так сказать, «творческого подхода».

– Другими словами, мы всегда нуждаемся в Божьем водительстве. Люди, которые его не имеют, превращаются в фарисеев, они вдобавок к любой заповеди выдумывают ещё целый кодекс. Две тысячи лет назад фарисеи пытались всячески уловить Божьего Сына, обвиняя Его в нарушении законов. Например, что Он постоянно нарушает заповедь о субботе. А Иисус говорил им: «Сын человеческий больше, чем суббота».

Он сказал, что весь Божий закон зиждется на двух главных заповедях: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Все заповеди нужно соотносить с этой основой. Исполняю ли я эти две заповеди, люблю ли я Бога и людей?

– Для многих любить Бога намного легче, чем ближнего…

– Потому что Бога мы не видим. Не стоим с Ним на остановке, не едем в трамвае… Но Он всегда рядом. У Льва Толстого есть рассказ о сапожнике, которому во сне явился Иисус и пообещал завтра прийти в гости. Сапожник ждал Его весь день и помогал людям – чаем напоил старого солдата, обогрел и накормил женщину с ребенком, пожалел мальчишку… Христос не пришёл, и сапожник расстроился. А во сне ему снова явился Господь и сказал, что это Он приходил и в образе солдата, и женщины с ребенком, и мальчика – «И взалкал я, и вы дали мне есть, жаждал, и вы напоили меня, был странником, и вы приняли меня…»

Так вот, тот, кто говорит, что любит Бога, а ближнего своего ненавидит, тот лжец…

– Мне кажется, люди, которые называют себя христианами, не всегда представляют себе, Кто Такой по сути – их Бог. Они не верят, что Он любит их, что любовь – Его суть…

– Люди в России, хотя и говорят, что верят в Бога, почему-то считают, что сами они попадут в ад – большинство так думает. Спрашиваешь, почему, отвечают: «Грехов много…» Верят, что Иисус умер и воскрес, но при этом говорят, что не заслужили вечной жизни.

Люди чувствуют свою греховность. Она для них – огромный камень, который тянет в ад. И мы им объясняем, что дар вечной жизни невозможно заработать или купить какими-то подвигами, поступками. Это именно дар, и его просто нужно принять верою…

И многие после беседы хотят его получить через молитву покаяния. Ибо сказано в Писании: «Возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».

Дар можно либо принять, либо не принять. Те, кто принимают – получают прощение и спасение, а кто не принимает – будут осуждены…

Евангелие – это благая весть о том, что Бог предлагает людям подарок – дар вечной жизни. И Он хочет, чтобы мы этот подарок приняли и ценили…

– Христос умер на кресте за грешников – нет и не было ни одного человека на Земле безгрешного, иначе Он не смог бы сказать, принося Себя в жертву: «Я есть путь и истина и жизнь». Его дар всем людям, независимо от «размера» греха…

– Один мужчина сказал меня: «Я нарушил самую большую заповедь». Я уточнил у него: «А какую именно?» – не знал, что он считает самой большой заповедью. Мужчина ответил: «Не убивай» и спросил: «Неужели Бог может меня простить?» И я рассказал ему о двух разбойниках, которых распяли вместе с Иисусом по левую и правую стороны от Него. Оба они были убийцами, но один насмехался над Иисусом, а второй унимал товарища и говорил: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И обратился к Нему: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» В этой простой фразе он обратился к Богу с покаянием – осознал, что делал зло, и наказание им заслужено, и признал Иисуса Господом. И ответил ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

– Можно так подытожить нашу беседу: «Каждому дается по вере его»?

– Конечно! Если человек верит и принимает евангельскую истину, он блажен. И ничего другого не дано. Иисус тоже ничего не может предложить другого, кроме как покаяться и поверить.
Иван Алтынов