Накануне Дня Реформации – протестанты отмечают его в память о 31 октября 1517 года, когда немецкий проповедник Мартин Лютер разослал епископам свои знаменитые 95 тезисов с требованием перемен в церковной жизни, – мы попросили старшего пастора Моей Церкви Илью Банцеева рассказать о протестантизме. Что общего у него с традиционными христианскими церквями – и в чем между ними различия.
Откровенно говоря, по моему мнению, будущее и России, и вообще всего христианства – за протестантами. Это евангельская церковь, которая проповедует Библию как она есть, не уклоняясь в какие-то традиционные поверья и привнесенные извне доктрины.
Самая яркая отличительная черта протестантизма – отличие его от католической и православной церквей – заключается в том, что протестанты хотят жить по Писанию. Не по преданию старцев, не по учению той или иной церкви, которого нет в Библии.
Часто общаюсь с верующими этих христианских направлений. Мы ни в коей мере не судим, правильно или неправильно они веруют. Стараемся, насколько это возможно, дружить и сотрудничать. Кстати, если человек принял крещение в церкви другой конфессии, но осознанно, поверив в Иисуса, мы признаем это таинство действительным, и ему не нужно «перекрещиваться».
Но когда мне говорят: «У вас в церкви нет святых икон!», я отвечаю: «Мы не молимся перед иконами, потому что в Библии этого нет». Всё, что есть в Святом Писании, – этому мы учим, и сами стараемся жить так, как сказано в Библии. Мы считаем, что свободны в отношении тех религиозных установок и обрядов, которых нет в Писании. Они существуют в традиционных церквях, но мы их не придерживаемся, потому что Слово Божье о них не говорит. Библия для нас – это Слово Господа, записанное людьми под водительством Святого Духа, единственный источник наших религиозных доктрин и правил, оно ясно и самодостаточно. Раз нет в Библии упоминания об иконах – мы и не молимся перед ними.
Все Евангелия, все послания апостолов и все другие книги Библии содержат Божью истину, и мы, читая их, применяем её в своей жизни. В них не просто древняя история о каких-то героях, занимательные рассказы об Иисусе Христе или апостолах. Для нас это руководство в повседневной жизни – современной жизни.
Вот почему я считаю, что будущее именно за евангельской, протестантской церковью. По моему мнению, людям нужна не просто религия, а живая вера, которая видна в действии, на самом деле изменяет ценности человека, его мировоззрение, поведение… И преображает самого человека.
Если посмотреть на статистику, в мире на сегодняшний день протестантская церковь насчитывает более девятисот миллионов прихожан. В католической церкви – она пока на первом по численности месте – миллиард двести миллионов человек, а в православной – более двухсот миллионов.
Упоминаю об этом не потому, что идет какое-то там соревнование. Просто люди должны знать, что самая быстрорастущая церковь в мире – протестантская. Всего десяток лет назад цифры назывались другие – протестантов тогда было на сто миллионов меньше.
Что делает протестантизм таким притягательным? Прежде всего, это вера свободных людей. В нашей конфессии между Богом и людьми нет посредников в виде какой-то иерархии церковных чинов и особо приближенных к Богу личностей, без которых якобы и верить нельзя. Как будто бы сам человек не может общаться с Богом напрямую – нужны, например, люди, которых традиционные церкви называют святыми. Они ходатайствуют за нас, заступаются, а часть их мистической силы переносится на изображения, частицы их плоти или предметы, к которым они прикасались…
А в Евангелии мы читаем, что Иисус служил людям Сам, Он лично к ним прикасался, Сам им проповедовал, Сам их исцелял, Сам приходил к ним домой.
И когда Христос умер и воскрес, Он сказал Своим ученикам: идите и проповедуйте Евангелие. А основная мысль Евангелия – Бог так возлюбил мир, что Сына Своего отдал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И вся евангельская истина сводится к тому, что именно с Божьим Сыном мы имеем общение. Именно с Ним лично мы развиваем свои отношения. И апостол Павел говорит в Первом послании к Тимофею, что между Богом и людьми есть только один посредник – это Иисус Христос, на сто процентов Бог, и на сто процентов человек.
Это написано в Библии. И протестанты, и православные, и католики одну и ту же Книгу читают: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». (1Тим.2:5-6) Если бы здесь было сказано, что помимо Христа есть другие посредники – святые, папы римские, патриархи, архиереи, мы бы чтили их. Но этого нет: один Бог и один посредник между Ним и людьми.
И святость передается не через помазание, а только от Господа. Личные отношения с Ним делают человека праведным. Люди все грешные. И священнослужители, и простые прихожане – все без исключения нуждаются в благодати Божьей, чтобы жить святой жизнью.
…В протестантизме эта высокая свобода человека сочетается с его огромной ответственностью за свою жизнь, своё спасение. Одно следует из другого. Нельзя получить спасение потому, что тебя окрестили в младенчестве. Это должен быть твой сознательный, добровольный выбор пути, только ты отвечаешь за развитие своих отношений с Господом, за своё спасение.
Иисус Христос, когда был на земле, не смог совершить многих чудес в жизни людей, потому что они не принимали Его, не верили в Него. Например, в Своем родном городе Назарете, где Он был воспитан, Его отвергли, говоря: «Как ты можешь выдавать себя за мессию, когда мы знаем тебя с детства?! Ты сын плотника!» И Иисус не совершил там многих чудес. И так же в Иерусалиме Он не смог сделать то, что хотел, потому что Его отвергли. И вот перед Своими крестными страданиями Иисус плачет и говорит: «Иерусалим, Иерусалим! Сколько раз я хотел собрать вас, как птица птенцов под крылья Свои! И вы не захотели…» То есть Его воля была послужить как можно большему числу людей, но они отвергли Его.
Это яркое свидетельство, что Бог предлагает человеку самому сделать свой выбор. И не дедушка, не бабушка, не крестные отец или мать, не священник, а только сам человек добровольно принимает спасение. Лично, каждый. Это как паспорт каждый получает свой, так и спасение каждый принимает для себя. Бог ценит человека именно как личность.
В протестантской церкви каждый несет ответственность за свои грехи и каждый принимает решение, где ему провести вечность – с Богом, принимая от Него спасение, или без Него, отвергая Его дар, в аду.
Раннехристианская церковь, церковь апостолов и их учеников, твердо придерживалась этого правила. Потому что во времена гонений на христиан иерархия подчинения не работала: те, кто искал власти, славы и богатства, были на стороне гонителей, где только и могли получить желаемое. Верующий стоял перед выбором: следовать за Христом, получить вечную жизнь – и при этом в муках лишиться жизни земной, или отвергнуть Иисуса, сохранить себя, семью, богатство, имущество – и погубить свою душу. Такой трагический выбор можно сделать только осознанно, лично, добровольно.
Эти идеалы апостольской церкви свободных людей долго будоражили Средневековье, вызывая религиозные бунты и протесты против церковной иерархии феодального типа, где верующий находится в самом низу пирамиды и не значит ничего, фактически отстранен от Бога. Но только в XV – XVI веках, с появлением экономически свободных людей, самостоятельно распоряжающихся своей жизнью, началась подлинная революция в отношениях внутри церкви – Реформация. Цель её – вернуть человеку Бога, а Богу – людей, убрать посредников между Ним и верующими, дать возможность каждому установить личные отношения с Иисусом, Богом живым.
Думаю, Бог все это предусмотрел для людей, потому что тогда, с развитием книгопечатания, экономических и политических связей между странами, миссионерской деятельности, началась активная проповедь Евангелия по всему миру. Люди повсюду стали обращаться к Священному Писанию, а пасторы, священнослужители помогали им лучше понять Божье Слово.
И это движение продолжается и по сей день. Протестантская церковь ведет самую активную миссионерскую деятельность – посылает проповедников по всему миру, даже в страны, где христианство преследуется, например, в мусульманские. А благодаря именно миссионерам протестантской церкви в Африке наблюдается христианское пробуждение – протестантов там сегодня больше, чем в Европе. Это движение настолько сильное, что уже африканцы сами едут миссионерами в Европу, Америку, Канаду! В благополучные вроде бы страны – и у них очень хорошо получается.
…Надо сказать, что и традиционные конфессии – православие и католицизм – тоже меняются, стараясь ответить на вызовы времени. И это хорошо, так как то, что закостенело, обречено на смерть. В протестантизме же вообще никто не строится по линейке, каждая церковь имеет своё лицо. Я считаю, что это наша сильная черта: все люди разные – и пасторы тоже. У нас есть одно общее основание – Библия, и как Бог открывает лично каждому пастору Своё Слово – так он и проповедует. И люди могу выбрать для себя церковь и пастора, которые им по душе. Точно так же, как в материальном мире – мы ходим в магазины, которые нам нравятся, и покупаем нужные нам продукты, можно прийти в одну церковь, в другую – посмотреть, послушать, пообщаться. Ведь спасение приходит человеку не потому, что он посещает какую-то церковь, а только через личные отношения с Христом. И это проповедуют все евангельские церкви.
Следует особо отметить, что Символ веры (краткое и точное описание христианской веры) один и тот же и у протестантов, и у католиков, и у православных. И только очень невежественные люди не замечают этого христианского единства и именуют протестантов сектантами.
Наша вера очень простая и в то же время очень сложная. Простая – потому что в нашей церкви нет иерархии посредников между Богом и верующими, сложных обрядов, богатой атрибутики.
И в то же время она требует от верующего глубоких личных отношений с Богом. А они невозможны без активного действия в мире. Ты сострадаешь голодным, молишься за несчастных, жалеешь падших? Этого недостаточно. Будь как Иисус: накорми голодного, одень раздетого, поддержи павшего духом. Не отворачивайся от наркомана, проповедуй ему Божье Слово и спасай из трясины. Каждый человек ценен для Бога, Он любит всех. Ради этих людей – грешных – Иисус взошел на крест.
И в рай человек попадает не потому, что он имеет какие-то заслуги или очень религиозен, не потому, что ходит в церковь и читает молитвы, а потому, что принял Христа в свою жизнь, в своё сердце. И сказано в Писании: «Если сердцем будешь веровать, а устами своими исповедовать Иисуса Господом, то спасешься». В этом и заключается вся простота и привлекательность протестантской церкви.
Сущность Бога – любовь. И Он не где-то вдали от людей, Он рядом с нами. И те, кто открывают сердце перед Ним, Его находят. А Господь хочет всю вечность провести с такими людьми. А те, кто не хотят быть с Ним на земле, и в вечности будут без Него.
Очень часто можно слышать: родители живут ради своих детей. И тут тоже можно сказать: Бог существует ради Своего творения и хочет быть со Своим творением вечно.
Он любит человека. И невозможно служить Господу, не познав Его любовь, потому что тогда служение Ему кажется тяжелым бременем. И заповеди Его будут восприниматься как принуждение, неприятная обязанность, тяжкий груз. А Иисус говорит: «Бремя Моё легко. Иго Мое благо».
Он не создает препятствия для общения с Ним. Это делает человек – уходит от Бога и хочет жить так, как ему вздумается. Это и есть обольщение, обман греха. Человек думает, что он свободен – и попадает в сети греха. И выпутаться из них ему помогает потом только Сам Бог. Он снова и снова протягивает Свою руку человеку. Нужно только принять Его помощь…
И одна из самых сильных сторон протестантской церкви заключается в уверенности: каким бы падшим и жестоким ни был человек, чего бы он ни совершил, если он поверит и в смирении покается, Бог прощает и изменяет поверившего Ему.
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». (Мф.7:7–11)