В ночь, когда родился Иисус, Ангел Господень предстал перед пастухами, державшими ночную стражу у своих стад в окрестностях Вифлеема. «И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь».
Евангелист Лука пишет дальше: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
Событие вселенского масштаба произошло: соединились небо и земля, ибо Господь сошел на Землю. «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины». Это то Слово, о котором пишет евангелист Иоанн: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Христос появился на земле как человек, младенец. И Ему предстояло прожить жизнь обычного человека, испытать все радости и скорби, присущие человеку. И Он не умалился, сделавшись подобным людям, но явил им пример, как должно и можно жить без греха. «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе», – учил апостол Павел. Если Ему, физически Такому же, как ты, человеку, было по силам жить без греха, то и ты сможешь пройти этот путь.
…Есть христианская притча, которая дает возможность образно представить, что сделал Бог, воплотившись в человека. Раньше, говорит она, ласточки не могли улетать на зиму в теплые края. И с приходом морозов они жестоко страдали и умирали. Один человек сжалился над ними и пытался им помочь – подавал знаки, которые птицы не понимали, манил их пищей, пугал и гнал на юг… Всё тщетно. И тогда взмолился человек Богу и попросил превратить его в ласточку, чтобы увести погибающих туда, где хорошо и безопасно. Человек-птица сумел объяснить ласточкам на их языке, что нужно делать, и увел их за собой. «Так и Христос стал Человеком среди людей, чтобы их, продрогших от земной горечи, повести новым путем, в теплые края, в Царство Божие, где нет болезни, ни печали, ни воздыхания», – так заканчивается притча.
Да, Сам Иисус говорил: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Но Он не только Учитель, указывающий путь. Много было мудрецов в истории человечества, которые рассказывали, как жить в гармонии с природой и обществом. О милосердии, сострадании, праведности и помощи бедным и слабым говорили многие. Например, за пять веков до Христа Солон Афинский принял законы, которыми мы руководствуемся и поныне, даже не подозревая об этом. Платон, Демокрит, Сократ, Аристотель – послушать их речи приезжали мудрецы со всего цивилизованного мира.
Но Иисус не просто Учитель. Он Спаситель – Тот, Кто пожертвовал Собой, чтобы исчезла пропасть между Богом и людьми. Имя этой пропасти – грех. А грех неминуемо влечет за собой смерть.
Потому что Господь безгрешен и не терпит рядом с Собой греха. Он – Свет, в котором нет места тьме. Ад и смерть – вечное пребывание вне общения с Ним, Светом. Во тьме...
А люди все грешны – если не поступками, то помыслами, образом жизни, заведенными в обществе порядками от Адама до наших дней... «Все под грехом», – пишет апостол Павел. Но Бог, говорится в Библии, так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Иисус принял на Себя все наши грехи и умер с ними на кресте. Но Сын Божий безгрешен, и вечная тьма не смогла поглотить Его, ведь Свет прогоняет тьму. Иисус Христос воскрес и явил нам Своей жизнью, смертью и воскрешением путь к спасению.
Он даровал нам прощение грехов, открывающий путь к вечной жизни. Это именно дар. Его невозможно купить, заслужить, получить за великие подвиги и титулы, передать по наследству. Можно только смиренно, в покаянии принять. Потому что цена у него безмерна – кровь и плоть Сына Божьего, Который, безгрешный, добровольно принял смерть за нас, грешных. И открыл нам путь в Царствие Небесное.
И Рождество знаменует величайшее событие в человеческой истории. Раньше мы были обреченными – теперь стали свободными. Потому что отныне у нас есть выбор – принять дар Христа и идти за Ним к спасению, отрекаясь от греха, или жить в грехе, отвергая Его и обрекая себя на вечные муки существования без Бога.
И одни люди с радостью приветствовали Спасителя и последовали за Ним, но другие возненавидели Иисуса. Ведь Он разрушил для многих привычный уклад жизни. Как признать, что все – цари и нищие, священники и мытари – равны перед Богом? К тому же выбирать – это брать ответственность за себя, за свое будущее. И зачастую идти наперекор общепринятому мнению, и выбор свой повторять ежедневно, снова и снова. «Князь мира сего» устанавливает свои порядки. Не пьешь – значит, не уважаешь. Не воруешь, когда все «крутятся», – дурачок. Не кричишь с толпой: «Распни Его!» – подрываешь единство общества…
«Если Меня гнали, будут гнать и вас», – говорил Христос Своим ученикам. И над апостолами толпа глумилась, называя их пьяными и сумасшедшими, когда они благовествовали.
Путь греха кажется понятным, легким и приятным. Но он неизменно ведет человека к погибели – и в этой жизни, и в вечности. И ничто не может быть прочным, если основано на грехе, на обмане – ни семья, ни общество.
Мы христиане. Это значит, что мы приняли дар Христа – избавление от проклятия греха, идём за Ним, учимся у Него жить праведно. В наших душах горит Его свет, и мы разжигаем Его в себе и в мире, дабы «тьма не объяла его». А правила неизменны: доброе стремится к доброму, зло – к злому, свет и тьма противоположны друг другу.
Иисус не призывает людей вступать в какую-то религиозную систему, организацию, где все подчиняются одним и тем же правилам, молятся, думают и поступают одинаково. Каждого человека он ценит как личность и хочет вступить с ним в личные отношения. Он любит всех, даже самого пропащего в глазах окружающих пьяницу, наркомана, преступника – и готов протянуть ему руку. Конечно, это труд – меняться, становиться лучше, чище. Но работа над собой обязательно принесёт добрые результаты в этой жизни и награду на небесах – вечную жизнь. «Иго Моё благо, и бремя Мое легко», – говорит Иисус.
…Сегодня многие в мире, пытаясь восполнить свои нужды, заработать на жизнь, обеспечить семьи, испытывают тревогу и даже страх. Экономический кризис, пандемия коронавируса – многие лишились привычного заработка, потеряли работу. И Господь призывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».
В этот день хочется пожелать всем той великой радости, милости и Божьего благоволения, о которых пели ангелы в Вифлееме и которые возможны только с Иисусом. Спаситель родился, наш освободитель от власти греха. И Он всегда рядом с нами: «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».
С Рождеством Христовым!
Илья Банцеев, старший пастор Моей Церкви*