Для протестантов, евангельских христиан, Иисус Христос – Бог живой. Он любит тебя сегодня, сейчас. И Евангелие – это не сборник рассказов из древней истории, а учебник жизни. Сегодняшней, современной. Она отличается деталями, но совершенно неотличима в глубинной сути от той, что кипела две тысячи лет назад… «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня», – говорит Иисус. Об этом пути и рассказывает Евангелие. Многие старались по нему пройти, оставив миллионы директив, указаний, инструкций и грозных приказов. Как не заблудиться на натоптанных тропах и мощеных дорогах? Какие ориентиров держаться? Об этом размышляет старший пастор Моей Церкви* Илья Банцеев. В июне мы отмечали День Святой Троицы, один из великих праздников христианской Церкви. Его ещё называют просто Троицей, Духовым днём, Пятидесятницей. В восточноевропейской традиции он проводится на пятидесятый день после Пасхи. В западной церкви в этот день отмечается Пятидесятница, сошествие Духа Святого на апостолов.
Для протестантов, евангельских христиан, Пятидесятница – это день рождения Церкви. Потому что до этого апостолы были в страхе, они никому не проповедовали – опасались преследования иудеев, собирались тайно в домах и запирались. Их мучили сомнения в своих силах, они чувствовали свою вину за то, что испугались, не защитили Учителя, не последовали за ним на крест...
А когда на пятидесятый день после Воскресения Иисуса на них сошёл Дух Святой, как написано в «Деяниях апостолов», началось пробуждение Церкви. Апостолы вышли к народу, собравшемуся на иудейский праздник: «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать», и каждый в толпе – мидянин, критянин, аравитянин – с удивлением услышал от них собственное наречие. И речь четкую, горячую, прямую. Это было невозможно человекам, тем более простым мытарям, рыбакам. Дух Святой преобразил их, превратил обычных людей – страдающих, неуверенных в себе – в сильных, неукротимых мужей Божьих. И возвестили апостолы людям о Христе, о Его воскресении: «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». И в тот день около трёх тысяч человек покаялись и крестились…
Вот почему самая многочисленная ветвь современного протестантизма носит название пятидесятников – в честь дня, когда апостолы, обыкновенные люди, стали пламенными и неустрашимыми проповедниками Слова Христова. Именно с того момента стало распространяться по всему миру христианство.
Иисус, когда еще был на земле с учениками, говорил, что пошлёт уверовавшим в Него Духа Святого: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек», «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною». На иврите «другой» в этом месте Писания означает «такой же». «Другой» – потому что придёт после Иисуса.
Очень важно понять: Дух Святой дан каждому уверовавшему. Он наш путеводитель. И через Него мы можем иметь личные отношения с Господом нашим Иисусом Христом. Это простая истина, о ней говорит Священное Писание. Но так получилось, что сотни лет она игнорировалась. Церковь выстраивалась по образу и подобию средневековой империи – со сложной иерархией посредников между Богом и людьми и Его «наместников».
В какой-то момент собственные установления служителей церкви затмили Слово, которое проповедовал Иисус. И Мартин Лютер пятьсот лет назад сформулировал пять основ протестантского учения – Пять «только»:
«Только Писанием». Библия является единственным судьей, нормой и правилом, «пробным камнем, на котором надлежит испытывать и оценивать все догмы»;
«Только верой». Прощение можно получить только
верой, «Вера приносит прощение и добрые дела»;
«Только благодатью». Спасение приходит как Божья благодать, это дар Иисуса, его нельзя ни купить, ни обменять на заслуги и добрые дела;
«Только Христос». Иисус – единственный посредник между Богом и человеком;
«Только Богу слава». Человек должен поклоняться только Богу.
Большинство протестантов придерживается именно этих принципов. Люди неверующие могут сказать: «Неужели добрые дела ничего не значат?!» А верующие – не на словах, а по сути – понимают: когда человек принимает Иисуса «всем сердцем, всем разумением своим», он полностью меняется, деятельная любовь к ближнему становится его естеством, в нём «те же чувствования, какие во Христе Иисусе».
Безусловно, никто не может достичь полноты Христовой. Природа человеческая греховна, и даже великие апостолы много согрешали. И без помощи Духа Святого невозможно человеку победить грех. А с Ним – возможно всё. И в «Деяниях апостолов» мы видим, как люди преодолевают свою греховную, смертную природу. «Мы живые непрестанно предаемся на
смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей», – говорит апостол Павел. К слову, из двенадцати апостолов только Иоанн Богослов умер своей смертью…
Встретил своего знакомого. Стали говорить с ним о Боге, спросил его, молится ли он. Отвечает: «Я каждый день молюсь» – «А как молишься? Читаешь по молитвослову?» – «Да нет, своими словами молюсь». Говорю: «Да ты ж протестант!»
Это еще одно важное отличие протестантизма: мы молимся, говоря Богу то, что в душе, что чувствуем и хотим сказать. Невозможно, чтобы кто-то другой выразил мои чувства и желания, тем более через какую-то молитву, напечатанную миллионными тиражами. Мою молитву Бог понимает. Точно так же, как Он понимает молитву ребёнка, взрослого, человека образованного и неграмотного. Считать, что Господь принимает только обращение, оформленное в «надлежащем порядке», на каком-то особом языке, – значит, представлять Его каким-то роботом, идолом или бюрократом. Ограниченный Бог получается!
Безусловно, Господь понимает молитвы и на латинском, и на церковно-славянском, и на арамейском языках. Вопрос в том, может ли сам человек понять, что он произносит, и адекватно выразить свои чувства?
Свобода и простота отличают протестантскую церковь. Хотя мы разделяем с православными и католиками одни и те же догматы, у нас нет каких-то единых для всех церквей правил, обычаев, основанных на древних обычаях и «преданиях старцев», жесткой и сложной иерархии. Поэтому различаются не только отдельные деноминации протестантов и направления, но и отдельные церкви в рамках объединений. Поговорка «Каков поп, таков и приход» ярко проявилась в протестантизме.
Потому что нет одинаковых людей. Священнослужители – люди. Приземленные – и возвышенные, ограниченные – и мудрые, просвещенные – и не очень... Разные. Насколько пастору открывается Божье Слово, настолько и он откроет его людям. Церковь – она вот такая, человечная...
А где же истина, спросит читатель, если все ссылаются на Писание, но при этом толкования его разительно отличаются?
Истина неизменна – это Христос. Он вчера, сегодня и вовеки веков Один и Тот же. Христос – глава Церкви, и есть неизменные доктрины: спасение через Иисуса, Его искупительная жертва, причастие, водное крещение. Всё остальное – толкование посланий апостолов, учения о молитве, святости, богослужении и так далее – представляет из себя область свободы для осмысления.
Пробный камень для меня – совесть священнослужителя. Ищет он истину или стремится к выгоде – обрести деньги, влияние, власть над людьми? Честны ли мы перед собой и перед Богом? «Мы имеем добрую совесть, – пишет апостол Павел, – потому что во всем желаем вести себя честно». Отвергнуть совесть – значит, «потерпеть кораблекрушение в вере».
И Слово Божье – высший критерий честности. Человек может обмануть других людей, даже себя, но не Бога. И апостол Павел снова и снова говорит о совести: «Имея по милости Божией такое служение, мы не унываем, но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости, и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом».
На мой взгляд, неважно, к какому течению принадлежит христианин, как он себя называет. Если соглашаемся, что Иисус неизменен, мы можем вместе молиться. Пусть человек говорит на иных языках, молится перед иконами, накладывает на себя крестное знамение – справа налево или наоборот… Это неважно. Если соглашаемся, что Иисус Христос – это Бог, Который умер за грехи наши и воскрес для оправдания нашего, и мы исповедуем веру в Него и подчиняемся Ему как Господу, это становится основой, на которой мы можем общаться и вместе делать Божье дело. Это общность «всех боящихся Господа», как царь Давид говорит.
И мне непонятно, когда кто-то гонит христианина: «Я не буду с тобой молиться – ты из другой церкви». Христос проповедовал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Если мы христиане, любим Господа и людей, следуем Его заповедям, то откуда такое неприятие и даже вражда друг к другу?
Антон Павлович Чехов писал: «Евангелие научило меня верить не только в Бога, но и в человека. Эта вера воспитывает в нас великодушные чувства и побуждает уважать и любить каждого человека». Каждого. Это важно. Для Иисуса нет безнадежных, пропащих людей, «каких-то не таких». Он любит всех. А мы?
Мы ученики Его. Стараемся во всем уподобиться Ему. А природа нашего Господа – любовь… И это наш самый важный ориентир на пути к Нему.
Записал Никита Серебряный
Золотые слова«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». (Евангелие от Иоанна, 13:34–35)